В последние десятилетия в нашем обществе произошёл невероятный прогресс в принятии детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья. И педагоги, и медики сегодня прикладывают максимум усилий для социализации деток с какими-либо отклонениями в здоровье. При этом нужно подчеркнуть, что ОВЗ совсем не обозначает инвалидность ребёнка, настоящую или будущую. Чем раньше малыш с ОВЗ получит комплексную помощь в развитии своих возможностей, тем больше у него шансов на преодоление всех ограничений и достижение своего личного успеха в каком бы то ни было деле.
Что принято понимать под ОВЗ
ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) у детей – это нарушения в психическом или физическом развитии ребёнка. ОВЗ могут быть как врождёнными, так и приобретёнными, они могут носить постоянный характер или быть временными, преходящими. Некоторые ОВЗ у детей прогрессируют и приводят к инвалидности, другие при правильной и своевременной коррекции и реабилитации практически полностью компенсируются. К ограниченным возможностям здоровья у детей относятся:
- Нарушение слуха (тугоухость или глухота).
- Патологии органов зрения (невидящие дети, слабовидящие дети, с пониженным зрением, с косоглазием и др.).
- Речевые нарушения у интеллектуально сохранных детей.
- ЗПРР (задержка психо-речевого развития)
- ЗПР (задержка психического развития).
- Умственная отсталость.
- Патологии опорно-двигательного аппарата (аномалии развития, ДЦП, последствия травм).
Коррекционная работа с детьми, имеющими ОВЗ, должна проводиться комплексно (на стыке медицины и педагогики), кропотливо и целенаправленно. Героические усилия родителей детей с ОВЗ увенчаются тем большим успехом, чем раньше они обратятся за профессиональной помощью.
Специалисты, которые занимаются диагностикой и коррекционной педагогикой называются дефектологи.
Дефектолог поможет выявить степень нарушений физического или психического здоровья малыша и определит индивидуальный комплекс коррекционных мероприятий.
Детская центральная нервная система очень пластична и гибко реагирует на внешние воздействия как медицинские, так и психоэмоциональные. Особенная роль в развитии детей младшего возраста отводится психомоторике.
Что такое психомоторика и как она помогает детям с ОВЗ
Психомоторика – это совокупность сознательно управляемых двигательных действий. Это понятие принадлежит русскому физиологу М. Сеченову, который предположил, что потребность человека в чём-либо побуждает возникновение мысли, а мысли приводят тело к действию. Современные исследователи доказали, что недостаток двигательной активности, состояние общей и мелкой моторики влияют на интеллектуальную деятельность человека, особенно ребёнка. Поэтому развитие психомоторики особенно важно у детей младшего дошкольного возраста (2-5 лет) для правильного формирования познавательных потребностей и навыков коммуникации.
Психомоторика включает в себя:
- Развитие крупной и мелкой моторики;
- Восприятие пространства;
- Восприятие времени;
- Восприятие формы, величины, цвета;
- Развитие зрительной памяти;
- Развитие слуховой памяти;
- Тактильно-двигательное восприятие окружающего мира.
Например, мелкая моторика – это способность мелких мышц рук и пальцев выполнять тонкие координированные последовательные движения. Значение мелкой моторики для развития малыша трудно переоценить, потому что существует прямая связь между тактильными ощущениями и развитием коры головного мозга ребёнка. К мелкой моторике рук относятся разнообразные двигательные навыки: умение завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить, пользоваться ножницами и многие другие. Обычные, казалось бы, навыки для малыша с ОВЗ становятся серьёзной победой и шагом вперёд.
Существуют определённые психомоторные нарушения, которые требуют обязательной коррекции:
- Автоматическая подчиняемость – безусловное подчинение всем требованиям.
- Эхопраксия – непроизвольное многократное повторение поступков окружающих.
- Стереотипия – однообразие в поведении и речи.
- Акинезия – обездвиженность вследствие прекращения произвольных движений.
Логопеды, психологи, дефектологи используют различные приёмы и методы для развития крупной и мелкой моторики, а также речевых и неречевых психических функций у ребёнка с ОВЗ. Главной формой успешного взаимодействия с детьми является игра. Правильное психомоторное развитие четырёхлетнего малыша с ОВЗ формируется через знакомство с окружающим миром с учётом его возможностей. Очень важно, чтобы занятия с такими детьми были регулярными, интересными и не трудными.
Необходимо понимать, что этот путь гораздо длиннее и сложнее, чем у здоровых детей. Идти нужно очень маленькими шажками, иногда даже придётся отступать, чтобы закрепить навыки и двигаться дальше.
Занятия для детей с ОВЗ в Новосибирске
Новосибирский детский центр «Остров детства» располагает всеми необходимыми ресурсами для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. У нас работают дефектологи, логопеды, психологи, специалисты по логоритмике и психомоторике. Занятия проводятся как индивидуально, так и в малых группах.
Регулярные занятия с раннего возраста повышают эффективность компенсации у детей с ОВЗ.
В центре «Остров детства» вы найдёте широкий спектр услуг:
- Мы проводим занятия по психомоторике для малышей с ОВЗ от 4-х лет.
- Работаем с детьми, имеющими ЗРР, ЗПРР, умственную отсталость.
- Работаем с гиперактивными детьми.
- Решаем проблемы агрессии, тревожности и страха.
- Повышаем сенсорную интеграцию, проводим арттерапию и многое другое.
Наши специалисты приветливы, дружелюбны и высоко профессиональны. Оставив своего ребёнка на занятии, вы можете быть уверены в его психологическом комфорте.
Центр «Остров детства» в Новосибирске – умный друг детей и надёжный помощник родителей. Приводите к нам своих детей, и вы убедитесь в этом сами.