Современные дошколята осваивают гаджеты гораздо раньше, чем начинают говорить. Возможно в этом кроется одна из причин многочисленных речевых нарушений и проблем. Ведь пассивная роль в общении не предполагает развития. Кроме того, постоянная занятость мам и пап также влияет на речевое развитие малышей. Родители порой видят ребёнка утром перед детским садом и вечером перед сном, какие уж тут совместные занятия, поделки, стишки и песенки. Количество детей, у которых есть речевые проблемы постоянно растёт.
Поэтому любящим родителям не стоит закрывать глаза не только на уже возникшие проблемы в развитии речи малыша, но и на риски возникновения таких проблем. И если участковый педиатр отметил какое-то отставание в речевом развитии вашего ребёнка, не откладывайте визит к логопеду. Логопед проведёт профессиональную диагностику речевого развития ребёнка и порекомендует индивидуальную тактику устранения нарушений. Например, занятия логоритмикой.
Что такое логоритмика
Логоритмика – это игровой метод развития речи через движение в музыкальном сопровождении. Занятия логоритмикой полезны всем детям, начиная с 3-4 лет, но в первую очередь рекомендуются при:
- заикании
- задержке речевого развития
- сенсорной/моторной алалии
- нарушениях фонематического слуха
- иных нарушениях речи
- слишком быстром или медленном темпе речи
- неврологических нарушениях моторики и координации движений
- замкнутости, стеснительности, речевом негативизме.
Занятия логоритмикой опираются на то, что дети легко запоминают различные ритмичные движения, особенно под музыку. Педагоги-логопеды подбирают под музыку небольшие стишки, считалочки, потешки, поговорки, которые можно воспроизвести практически с первого раза. Ритм музыки должен совпадать с ритмом и темпом произношения слов. К этому добавляются движения обязательно в такт музыке и ритму речи. Движения могут быть самые разные: имитация походки животных (как мишка, зайка, рыбка, птичка), лёгкие танцевальные движения, координация (лево-право, верх-низ, вперёд-назад). Движения корпусом, руками и ногами органично сочетаются с пальчиковой гимнастикой. При этом важную роль играет дыхание, произношение на длинном, коротком выдохе, паузы и так далее.
Занятия логоритмикой воспринимаются малышами как игра, и они должны приносить только положительные эмоции. Не беда, если не получается с первого раза. Как известно, «повторенье – мать ученья». Занятия должны быть регулярными, не менее двух раз в неделю. Чем чаще малыш будет посещать занятия логоритмикой, тем прочнее закрепится успех в развитии ребёнка, так как польза от этих занятий заключается не только в устранении речевых нарушений.
Чем полезна логоритмика для детей
Каждое занятие логоритмикой включает в себя:
- Разбор лексической темы данного занятия (объяснение, беседа);
- Формирование (через многократное повторение) темпо-ритмической стороны речи, которая необходима для формирования слоговой структуры речи;
- Развитие фонематического (слух, артикуляция) восприятия;
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
Всё это в комплексе помогает устранить речевые нарушения у ребёнка и достичь многочисленных успехов в общем развитии.
Регулярные занятия логоритмикой приносят следующие положительные результаты:
- Повышается общий уровень развития ребёнка: память, внимание, фонематический слух.
- Развивается мелкая моторика, что ведет к развитию четкости речи.
- Улучшается артикуляция – движения речевого аппарата (язык, губы, челюсть).
- Устраняется заикание и неправильный темп речи.
- Ребёнок учиться правильно дышать – налаживается ритм-такт речи.
- Корректируются различные ошибки в произношении звуков.
- Речь обогащается правильной мимикой и жестами.
- Расширяется словарный запас и кругозор малыша.
- Повышается самооценка крохи.
- Улучшается настроение, положительные эмоции формируют адаптационные возможности ребенка к будущим групповым занятиям, при посещении других учреждений.
Но, результаты не приходят мгновенно, это нужно понимать. Минимум полгода регулярных занятий логоритмикой помогут устранить небольшие нарушения. А при заикании и дизартрии понадобиться не менее года усилий со стороны родителей и логопедов.
Очень важно, чтобы занятия логоритмикой проходили в приятной дружеской обстановке. Важен контакт с логопедом, помощь с его стороны и поддержка со стороны родителей. Не стоит игнорировать выполнения домашних заданий, если педагог предлагает их вашему ребёнку – это пойдёт в копилку знаний и умений малыша.
Занятия логоритмикой в Новосибирске
Занятия логоритмикой требует особой подготовки и квалификации педагога-логопеда, не все детские центры предлагают такую услугу.
В Новосибирске логоритмикой дети могут заниматься в центре «Остров детства».
Новосибирский центр развития для детей «Остров детства» специализируется на работе с детьми, у которых есть какие-либо нарушения речи, а также нарушения навыков чтения и письма. Логоритмика в центре «Остров детства» проводится опытными логопедами и включает в себя:
- Пальчиковую гимнастику;
- Артикуляционную гимнастику;
- Обогащение активного словарного запаса;
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие фонематического слуха.
Занятия обязательно имеют музыкальное сопровождение. Особенность логоритмики в «Острове детства» в том, что в конце каждого занятия дети мастерят тематическую поделку и несут её домой.
Тем самым закрепляется практический результат занятия.
Если ваш малыш испытывает речевые затруднения любого характера, приводите его в «Остров детства», мы с радостью поможем.