Владение речевыми навыками играет едва ли не первостепенную роль в развитии ребёнка с самого раннего младенчества. Здоровый ребёнок эмоционально реагирует на ласковое или строгое обращение к нему, затем пытается «гулить» и «агукать» в ответ, наконец, появляются первые слова: мама, папа, баба, дай и другие. Осматривая малыша до года, каждый педиатр обязательно спросит о том, что умеет ваш ребёнок и на основе этого сможет определить, не нужна ли дополнительная консультация другого специалиста (невролога, окулиста, лор-врача и т. д.).
Но бывает и так, что малыш хорошо растёт, развивается и видимые проблемы отсутствуют. Но к 1,5-2 годам, когда должна формироваться речь предложениями и фразами, ваш ребёнок молчит. Или говорит, но лишь отдельными односложными словами, а то и вовсе слогами, понятными только ему и вам.
Что делать в такой ситуации? Ждать, когда речь у ребёнка появится или сразу обратиться к специалистам, чтобы не упустить драгоценное время в решении возможно серьёзных проблем.
Почему молчит ребёнок
Все дети разные, развитие речевого аппарата происходит у всех индивидуально, но существуют среднестатистические сроки, отклонение от которых должны насторожить родителей. Считается, что 2-летний ребёнок может не торопиться выговаривать слова, однако у него уже должна присутствовать активная, экспрессивная речь. Ребенок в 2 года уже в состоянии пользоваться развёрнутой фазовой речью.
Кроме того, малыш должен понимать речь взрослых и выполнять последовательно два действия по просьбе родителей. Если этого не происходит, обязательно нужно искать причину и устранять ее.
Причины отсутствия возрастного речевого уровня могут быть врождёнными и приобретёнными.
К врождённым или физиологическим причинам задержки речевого развития (ЗРР) относятся:
- Неврологические нарушения у ребёнка, связанные с тяжёлым течением беременности у мамы и осложнениями в родах (гипоксия, гипер- и гипотонус мышц).
- Врождённые пороки органов слуха.
- Нарушения зрения (особенно у недоношенных детей).
- Проблемы с нёбом и уздечкой языка.
- Церебральный паралич.
- Аутизм.
- Гидроцефалия.
- Синдром Дауна.
Причины, приводящие к ЗРР после рождения ребёнка – приобретённые – могут быть следующие
- Тяжёлые инфекции, перенесённые в младенчестве (в том числе менингит).
- Сильный стресс и испуг, длительная госпитализация после травм.
- Дефицит общения, отсутствие мотивации к общению.
- Ранняя привычка к гаджетам.
- Двуязычие в семье.
Мы перечислили лишь основные причины ЗРР, но существуют ещё и множество индивидуальных проблем в развитии ребёнка, которые приводят к тому, что малышу трудно говорить и воспринимать речь окружающих. Без своевременной коррекции эти проблемы повлекут за собой более серьёзные нарушения.
Симптомы задержки речевого развития (ЗРР)
Отставание в речевом развитии может иметь различные проявления и симптомы:
- При моторной алалии ребёнок понимает речь, но молчит. Нарушений в умственном развитии, бытовых навыках нет.
- При сенсомоторной алалии ребёнок слышит только звуки, но речь не понимает, не запоминает названия предметов, отсутствует пассивный словарный запас.
- При дизартрии (нарушении дикции) у ребёнка нарушено звукопроизношение, часто приоткрыт рот и повышено слюнотечение, что связано с повреждением разных отделов головного мозга. Темп речи обычно замедлен, ребёнок говорит тихим голосом по слогам.
- При аутизме малыш может произносить слова, но не понимать их, либо же понимает речь, но не отвечает на неё, не смотрит в глаза и не идёт на контакт с посторонними.
- При ЗРР словарный запас у ребёнка не соответствует возрасту и нарушена дикция, так, что его понимают только близкие.
- При ЗПРР (задержке психоречевого развития) дети понимают речь на примитивном бытовом уровне, в диалог не вступают. Навыки самообслуживания формируются с опозданием, игры и поведение часто носят разрушительный характер.
Как превратить молчунов в говорунов
С 1,5 до 3-х лет диагноз ребёнку ещё не ставят, но при наличии проблем лучше начать занятия с логопедом. После трёх лет при постановке диагноза ЗРР необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация: медикаментозное лечение по показаниям, занятия с психологом, логопедом, разные виды массажа, в том числе логопедический. Важно заметить, что логопедический массаж важен и нужен именно для исправления неправильного звукопроизношения. Для запуска речи в 3 года логопедический массаж не обязателен. Растормаживание речи может произойти и без логопедического массажа.
Оптимальный возраст для получения положительного результата в коррекции речевых нарушений у детей 3-5 лет.
Родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы помочь ребёнку справиться с нарушениями речи. Это поможет избежать проблем в дальнейшем развитии и обучении ребенка в школе.
Логопедическая помощь в Новосибирске
Логопедический центр для детей с различными нарушениями речи ОСТРОВ ДЕТСТВА в Новосибирске оказывает квалифицированную помощь детям дошкольного, а также школьного возраста.
В логопедическом центре ОСТРОВ ДЕТСТВА занятия проводятся в группах и индивидуально.
Мы предлагаем не только занятия с логопедами, но и:
- логомассаж,
- логоритмику,
- консультации дефектолога,
- консультации психолога,
- занятия с детьми, имеющими умственную отсталость.
Благодаря нашим занятиям:
- налаживается речь,
- уходят вторичные нарушения у детей, например, нежелательные поведенческие реакции, замкнутость, комплексы,
- развиваются все психические процессы: внимание, память, мышление,
- дети выходят на норму развития
В ОСТРОВЕ ДЕТСТВА работает студия раннего развития «Маленькие умнички» и женский клуб «Мама в ресурсе». Мы стараемся помочь каждому!