Отправьте сообщение, и мы вам перезвоним!
Логопедический центр
+7 (923) 171 - XX - XX +7 (913) 453 - XX - XX
Заказать звонок
Новосибирск, ул. Олеко Дундича, д. 1/3
Почему ребёнок не говорит, или как превратить молчунов в говорунов
14.11.2023

Владение речевыми навыками играет едва ли не первостепенную роль в развитии ребёнка с самого раннего младенчества. Здоровый ребёнок эмоционально реагирует на ласковое или строгое обращение к нему, затем пытается «гулить» и «агукать» в ответ, наконец, появляются первые слова: мама, папа, баба, дай и другие. Осматривая малыша до года, каждый педиатр обязательно спросит о том, что умеет ваш ребёнок и на основе этого сможет определить, не нужна ли дополнительная консультация другого специалиста (невролога, окулиста, лор-врача и т. д.).

Но бывает и так, что малыш хорошо растёт, развивается и видимые проблемы отсутствуют. Но к 1,5-2 годам, когда должна формироваться речь предложениями и фразами, ваш ребёнок молчит. Или говорит, но лишь отдельными односложными словами, а то и вовсе слогами, понятными только ему и вам.

Что делать в такой ситуации? Ждать, когда речь у ребёнка появится или сразу обратиться к специалистам, чтобы не упустить драгоценное время в решении возможно серьёзных проблем.    

Почему молчит ребёнок

Все дети разные, развитие речевого аппарата происходит у всех индивидуально, но существуют среднестатистические сроки, отклонение от которых должны насторожить родителей. Считается, что 2-летний ребёнок может не торопиться выговаривать слова, однако у него уже должна присутствовать активная, экспрессивная речь. Ребенок в 2 года уже в состоянии пользоваться развёрнутой фазовой речью.

Кроме того, малыш должен понимать речь взрослых и выполнять последовательно два действия по просьбе родителей. Если этого не происходит, обязательно нужно искать причину и устранять ее.

Причины отсутствия возрастного речевого уровня могут быть врождёнными и приобретёнными.

К врождённым или физиологическим причинам задержки речевого развития (ЗРР) относятся:

  • Неврологические нарушения у ребёнка, связанные с тяжёлым течением беременности у мамы и осложнениями в родах (гипоксия, гипер- и гипотонус мышц).
  • Врождённые пороки органов слуха.
  • Нарушения зрения (особенно у недоношенных детей).
  • Проблемы с нёбом и уздечкой языка.
  • Церебральный паралич.
  • Аутизм.
  • Гидроцефалия.
  • Синдром Дауна.

Причины, приводящие к ЗРР после рождения ребёнка – приобретённые – могут быть следующие

  • Тяжёлые инфекции, перенесённые в младенчестве (в том числе менингит).
  • Сильный стресс и испуг, длительная госпитализация после травм.
  • Дефицит общения, отсутствие мотивации к общению.
  • Ранняя привычка к гаджетам.
  • Двуязычие в семье.

Мы перечислили лишь основные причины ЗРР, но существуют ещё и множество индивидуальных проблем в развитии ребёнка, которые приводят к тому, что малышу трудно говорить и воспринимать речь окружающих. Без своевременной коррекции эти проблемы повлекут за собой более серьёзные нарушения.

Симптомы задержки речевого развития (ЗРР)

Отставание в речевом развитии может иметь различные проявления и симптомы:

  1. При моторной алалии ребёнок понимает речь, но молчит. Нарушений в умственном развитии, бытовых навыках нет.
  2. При сенсомоторной алалии ребёнок слышит только звуки, но речь не понимает, не запоминает названия предметов, отсутствует пассивный словарный запас.
  3. При дизартрии (нарушении дикции) у ребёнка нарушено звукопроизношение, часто приоткрыт рот и повышено слюнотечение, что связано с повреждением разных отделов головного мозга. Темп речи обычно замедлен, ребёнок говорит тихим голосом по слогам.
  4.  При аутизме малыш может произносить слова, но не понимать их, либо же понимает речь, но не отвечает на неё, не смотрит в глаза и не идёт на контакт с посторонними.
  5. При ЗРР словарный запас у ребёнка не соответствует возрасту и нарушена дикция, так, что его понимают только близкие.
  6. При ЗПРР (задержке психоречевого развития) дети понимают речь на примитивном бытовом уровне, в диалог не вступают. Навыки самообслуживания формируются с опозданием, игры и поведение часто носят разрушительный характер.

Как превратить молчунов в говорунов

С 1,5 до 3-х лет диагноз ребёнку ещё не ставят, но при наличии проблем лучше начать занятия с логопедом. После трёх лет при постановке диагноза ЗРР необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация: медикаментозное лечение по показаниям, занятия с психологом, логопедом, разные виды массажа, в том числе логопедический. Важно заметить, что логопедический массаж важен и нужен именно для исправления неправильного звукопроизношения. Для запуска речи в 3 года логопедический массаж не обязателен. Растормаживание речи может произойти и  без логопедического массажа. 

Оптимальный возраст для получения положительного результата в коррекции речевых нарушений у детей 3-5 лет.

Родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы помочь ребёнку справиться с нарушениями речи. Это поможет избежать проблем в дальнейшем развитии и обучении ребенка в школе.

Логопедическая помощь в Новосибирске

Логопедический центр для детей с различными нарушениями речи ОСТРОВ ДЕТСТВА в Новосибирске оказывает квалифицированную помощь детям дошкольного, а также школьного возраста.

В логопедическом центре ОСТРОВ ДЕТСТВА занятия проводятся в группах и индивидуально.

Мы предлагаем не только занятия с логопедами, но и:

  • логомассаж,
  • логоритмику,
  • консультации дефектолога,
  • консультации психолога,
  • занятия с детьми, имеющими умственную отсталость.

Благодаря нашим занятиям:

  • налаживается речь,
  • уходят вторичные нарушения у детей, например, нежелательные поведенческие реакции, замкнутость, комплексы,
  • развиваются все психические процессы: внимание, память, мышление,
  • дети выходят на норму развития

В ОСТРОВЕ ДЕТСТВА работает студия раннего развития «Маленькие умнички» и женский клуб «Мама в ресурсе». Мы стараемся помочь каждому!

Все статьи
Закрыть